telemax_spb (telemax_spb) wrote,
telemax_spb
telemax_spb

Category:

"Огненный лис" возвращается?

«МиГ рвётся в небо, мотор ревёт…». Эти слова из песни можно вполне считать девизом для величайших самолетов России и мира – самолетов марки опытно-конструкторского бюро (ОКБ) им. Микояна и Гуревича, на протяжении всей его истории переживавшего самые большие взлеты и очень крутые падения, но всегда "рвущегося в небо". Самолеты МиГ не раз становились символом научно-технического прогресса разных эпох и сотрясали высоты, воплощаясь в новейшие формы, содержания и уникальные боевые характеристики.

МиГ-31 "Firefox" становится главным героем книги американского писатели Крейга Томаса "Огненный лис" и одноимённого фильма, снятого по сюжету романа. Казалось бы МиГ-31 "Огненный лис" лишь фантазия автора, однако, многие его идеи воплощаются в жизнь уже сегодня.


МиГ-31, также известный в НАТО под кодовым названием «Огненный лис», - вымышленный боевой самолёт, который можно встретить в романах Крейга Томаса (Ceaig Thomas) «Огненный лис» (Firefox), «Падение «Огненного лиса» (Firefox Down) и в одноимённом фильме.

1982 год, разгар холодной войны. Британская разведка узнаёт о том, что в СССР создан новейший боевой самолёт — МиГ-31 Firefox. Два прототипа проходят испытания на секретной авиабазе в глубине страны. МиГ-31, способный летать со скоростью в шесть раз быстрее звука, практически невидим для радаров, а его оружие управляется импульсами мозга — буквально «мыслями» — пилота, при одном условии: пилот должен думать по-русски.

Совместная британско-американская операция по захвату «Огненного лиса» начинается с выбора пилота-угонщика, свободно владеющего русским и достаточно безрассудного, чтобы попытаться угнать незнакомую машину прямо из заводского ангара. Не без труда, но удаётся уговорить ветерана Вьетнамской войны Митчелла Ганта. Под личиной реально существующего коммерсанта, который становится жертвой игры разведок, Гант прилетает в Москву, встречается с местным связным-диссидентом и отправляется в путь на восток. Тело коммерсанта вскоре обнаруживается, и КГБ начинает поиски агента-двойника, не догадываясь о его истинной цели.

Ганту удаётся проникнуть на базу, отвлечь внимание охраны и подняться в небо, но на земле остаётся второй МиГ-31…


«Огненный лис» - истребитель-перехватчик с технологией Stealth, скрывающей его от радаров противника. Истребитель оснащён двумя мощными прямоточными воздушно-реактивными двигателями С.П. Туманского RJ-15BD-600, позволяющими ему развивать сверхзвуковую скорость, однако выхлоп от двигателей превращается в инфракрасный след, который может выдать нахождение самолёта неприятелю. Эти двигатели являются сильно модернизированными двигателями R-15BD-300 от Миг-25. Тяга каждого двигателя составляет 22680 кг, это самые мощные двигатели в истории, превосходящие P&W J58 созданные для SR-71, имеющие тягу 14515 кг. В дополнение к основным двигателям, Миг-31 имеет 6 твердотопливных ускорителей с тягой в 7212 кг, они обычно применяются при взлете с полной нагрузкой или при ускорении на высоких скоростях. Максимальная скорость составляет 6 Мах, но при огромном потреблении топлива. Крейсерская скорость "Огненного лиса" находится в пределах от 3,8 до 5,2 Мах, а высота полета - 26-29 км. Основной особенностью МиГ-31 является система наведения, управляемая непосредственно мыслительной деятельностью пилота. Проблема, однако, в том, что команды эта система распознаёт только на русском языке. Истребитель несёт до четырёх ракет Р-40 КБ «Молния» (AA-6 Acrid по классификации НАТО) класса «воздух-воздух», модифицированных для новой системы наведения, о которой говорилось выше, две 23 мм пушки и четыре подвесных контейнера с дипольными отражателями, служащими как оборонительное средство для поражения ракеты противника.

Дальность полёта «Огненного лиса» составляет 4,800 км, высотный потолок – более 37-ми км, первый летный прототип поднялся на высоту 39953 м и установил новый мировой рекорд, побив старый рекорд E-266M в 37640 м.  Самолёт оснащён системой наблюдения, дающей картинку происходящего перед, ниже и за пилотом на центральной консоли. В книге американский лётчик Митчел Гант (Mitchel Gant) несколько раз воспользовался этой системой, чтобы отслеживать вражеский истребитель и направленные на свой самолёт ракеты.

До принятия на вооружение ВВС Советского Союза были построены два опытных образца МиГ-31 «Огненный лис». Один образец был выкраден Митчелом Гантом, действовавшим под прикрытием Западного разведывательного сообщества. Оставшийся самолёт перехватил Ганта перед тем, как он успел скрыться, и в жестокой дуэли был сбит.

В  «Падении «Огненного лиса» выясняется, что прототип топливных магистралей был уничтожен в воздушном бое, произошедшем в конце первого романа, и самолёт был вынужден совершить аварийную посадку в Финляндии. В одной из сюжетных линий «Падения «Огненного лиса» советская и западная разведки стараются опередить друг друга в восстановлении затопленного в замёршем финском озере самолёта.

Кстати, внешний вид самолёта в книге и фильме различается. В книге он больше напоминает МиГ-25 (в НАТО известный под названием «Летучая мышь»), более похожий на настоящий МиГ-31 [«Фоксхаунд»]. В фильме же (см. фото выше) он напоминает XB-70 «Валькирия», а отнюдь не детище ОКБ «Микояна».


Так, в 1982 г. усилиями Клинта Иствуда и его кинофильма "Огненный лис" весь цивилизованный мир узнал о новом русском супероружии - истребителе-перехватчике МиГ-31, который за два года до этого заступил на боевое дежурство. Шли годы, машина исправно несла службу по защите воздушного пространства сначала СССР, теперь России; и при всех достоинствах (ну, и конечно же, недостатках - куда же без них!) МиГ-31 оставался по факту не имеющим аналогов в мире комплексом авиационной ПВО.

Однако жизнь не стоит на месте, и произведенные машины (выпуск был прекращен в 1994 г.) постепенно устаревают. ВВС США и стран Евросоюза на сегодня располагают самолетами с более совершенной (точнее, более эффективной) РЛС и новейшими ракетами. В связи с этим высказывались мысли о том, что МиГ-31 уже устарел. Однако, параллельно с этим появились и противоположные мнения.

Дискуссия велась начиная с 2011 г. и недавно получила продолжение.

Проект МиГ-41: перехват будущего

Не так давно в России было принято историческое для обороноспособности страны решение – создать новый самолет МиГ-41 на базе истребителя-перехватчика МиГ-31, ставшего в свое время легендой, аналогов которому не было, нет и в ближайшее время не предвидится в мировой авиации. (На фото: МиГ-31 – многоцелевой, всепогодный тяжелый истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия, не имеющий аналогов в мире)

Еще в конце февраля 2014 года представитель комитета Государственной Думы по обороне депутат Александр Тарнаев сообщил, что начальник Генерального штаба ВС РФ подписал документ о проведении научно-исследовательской работы по созданию новейшего тяжелого истребителя-перехватчика МиГ-41, в котором воплотятся все достоинства предшественника – многоцелевого перехватчика МиГ-31. Также Тарнаев проинформировал, что несколько сотен самолетов МиГ-31 вскоре будут возвращены в состав российских ВВС после проведения соответствующего ремонта.

«Руководством страны принято решение о возврате в строй через ремонт истребителя-перехватчика МиГ-31», - пояснил он. – «Речь идет о сотнях машин, которые будут отремонтированы и возвращены в вооруженные силы».


Это много значит для российской авиации, для ее возрождения и укрепления – особенно после того, как большинство перспективнейших проектов ХХ века (куда входит и МиГ-31, и «Проект 1.42» советского истребителя 5-го поколения, который создали еще в начале 90-х годов, и другие) были насильственно закрыты под разными предлогами и задвинуты на тёмный угол истории, а то и вовсе уничтожались во времена тотального разоружения страны эпохи перестройки в одностороннем порядке.

«Такая модернизация должна была состояться еще лет двадцать тому назад», - комментирует заслуженный лётчик-испытатель СССР, герой России, генеральный конструктор ФГУП «Пилотажно-исследовательский Центр» Анатолий Квочур. – «Однако этого тогда не произошло, поэтому сейчас требования повышаются. Они заключаются в том числе в (повышении) скорости перехватчика до 4-4,3 Маха». Скорость 4-4,3 Маха – это значит, что самолет способен летать на скорости порядка 4920-5289 км\час. Для сравнения: современные истребители последнего, 5-го поколения могут развивать скорость около 2500 км\час или чуть больше. А перехватчик МиГ-31 удалось «разогнать» до 3000 км\час еще в прошлом веке. Его уже тогда называли «истребителем, опередившим время». И не только…

МиГ-31 – «убийца» Raptor

В своё время американцы сказали, что «есть только один самолет, способный противостоять F-22 Raptor (истребитель 5-го поколения ВВС США – авт.) - ­это МиГ-31». Летно-технические и боевые характеристики этого самолета уникальны и по сей день. Специалисты говорят, что анализ открытых военных программ ведущих стран мира позволяет говорить о том, что на сегодня в мире нет и в ближайшие 10–15 лет не будет авиационного комплекса, сопоставимого с этим самолетом по скорости, скороподъемности, практическому потолку и другим летно-техническим характеристикам, а также по эффективности в заданном интервале его боевого применения.

МиГ-31 – это двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Самолет предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800–900 км. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всем диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников, и в свое время стал настоящим символом авиационного прогресса.

Был разработан в 70-х годах ХХ века. В 1977 году летчик-испытатель Александр Федотов установил на МиГ-31 абсолютный мировой рекорд высоты полета – 37 650 метров. Всего на самолете этого типа установлено 29 мировых рекордов. Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 приняли на вооружение.

Появление МиГ-31 в частях привело к существенному изменению тактики поведения иностранной авиации и воздушной обстановки в целом в тех районах, где боевая авиация ранее неоднократно нарушала советское воздушное пространство, позволяла себе «поиграть на нервах» как у ПВО, так и у экипажей гражданских кораблей и военных судов.

Как уже отмечалось выше, по мнению экспертов, самолеты типа МиГ-31 будут вне конкуренции как минимум ближайшие 15 лет при выполнении задач, таких как:

- перехват и уничтожение воздушных, наземных и надводных носителей крылатых ракет
- обнаружение и уничтожение низколетящих целей (БПЛА, крылатых ракет и др.)
- оперативное развертывание противовоздушной обороны на неприкрытых направлениях
- сопровождение и прикрытие авиационной составляющей ядерной триады (стратегических ракетоносцев)
- эффективное оснащение сверхсовременными антенными комплексами без нарушения аэродинамики благодаря «квадратному» фюзеляжу
- уничтожение спутников противника, оперативный вывод спутников и спутниковых группировок массой до 200 килограммов на орбиты 200–800 километров (МиГ-31Д, МиГ-31С, МиГ-31И, проект «Ишим»).

Это лишь самые главные характеристики! Также считается, что только один самолет в мире – МиГ-31 ­ потенциально способен разогнаться до минимально необходимой для запуска гиперзвукового летательного аппарата скорости (больше или равно 5 Махам, или 6150 км\час!) ­ и без специального ракетного разгонщика… Есть мнение, что возможности самолета еще не исчерпаны.

Остается всерьёз радоваться тому, что МиГ-31 возвращается в систему воздушно-космической обороны России, авиационную основу которой он и составлял, а в будущем появится новый МиГ-41, который станет еще более мощным и усовершенствованным вариантом неповторимого воздушно-космического спецназа страны.

Рогозин предложил спустя 20 лет возобновить производство МиГ-31

Истребитель МиГ-31 в случае возобновления его производства может послужить еще 15 лет, считает вице-премьер России Дмитрий Рогозин.

В пятницу, 8 августа 2014 года, вице-премьер Дмитрий Рогозин посетил в Нижнем Новгороде авиастроительный завод «Сокол» (структурное подразделение ОАК), который ранее выпускал истребители МиГ-31, снятые с производства в 90-х годах. Сейчас предприятие занимается ремонтом и модернизацией МиГов, продолжающих службу в ВВС РФ. По мнению Рогозина, необходимо возобновить выпуск Миг-31, которые с успехом могут прослужить ещё лет пятнадцать, сообщает РИА Новости.

«Самолёт, который не имеет ничего равного себе. Это было коллективное мнение и военно-промышленной комиссии, и Минобороны, и самой промышленности, и даже Госдумы, которая целые парламентские слушания проводила по поводу этого самолёта, — самолёт надо восстановить, он сейчас модернизируется. И этот самолёт еще послужит лет 15 точно в самых разных и новых вариантах, отвечающих современным формам вооружённой борьбы», – сказал вице-премьер журналистам в Нижнем Новгороде.

Он также сообщил, что "ждет большого заказа на новый самолет МиГ-35". "По этому самолету сейчас завершаются все бумажные процедуры, после чего мы надеемся приступить к серьезному производству", — добавил вице-премьер, отметив, что у МиГ-35 огромный экспортный потенциал.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В 2017 году российские специалисты начнут работать над созданием перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата для замены истребителей-перехватчиков МиГ-31, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на главу ВВС РФ генерал-полковника Виктора Бондарева.

«С 2017 года мы начинаем работать по перспективному авиационному комплексу дальнего перехвата, которые пойдут на замену МиГ-31», - сообщил Бондарев.

По его словам, в 2017 году будут начаты научно-исследовательские работы по созданию облика будущего самолета, а затем пойдут опытно-конструкторские работы. Поставки новинки в войска планируют начать в 2025 году.

Новый перехватчик назовут МиГ-41

Высотный истребитель-перехватчик МиГ-31, который по оценке специалистов до сих пор не имеет аналогов в мире, может стать базой для создания новейшего высотного боевого самолета МиГ-41, заявил "Интерфаксу" в среду 20 января 2016 года член комитета Госдумы по обороне Александр Тарнаев.


"Это мнение не только депутатов, но также разработчиков и производителей этого уникального самолета, которое они высказывали на выездных заседаниях нашего комитета в подмосковных Луховицах (филиал корпорации "МИГ"- ИФ) и на нижегородском заводе "Сокол", где серийно производился МиГ-31, а сейчас проходит модернизацию", - сказал Тарнаев.

Он отметил, что во многом благодаря поддержке депутатов Госдумы удалось сохранить этот уникальный самолет в строю и приступить к его модернизации. В ответ на обращение депутатов Госдумы к руководству страны принято решение включить проект создания перспективного высотного перехватчика в новую программу вооружения со сроками реализации в 2020 году. Сегодня модернизированные МиГ-31БМ уже поступают в войска.

"Эта машина станет дальнейшим развитием истребителя-перехватчика МиГ-31, который на десятилетия опередил время. Мы не исключаем, что его разработка может начаться и ранее 2020 года, так как такой самолет очень нужен нашим Вооруженным силам", - сказал Тарнаев.

По его словам, некоторое время назад было проведено специальное заседание комитета по обороне по перехватчику МиГ-31. Принявшие в нем участие специалисты отмечали уникальные характеристики этого самолета. Управляющий директор - генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель" Александр Иноземцев, например, заявил, что конструктивные особенности фюзеляжа таковы, что при установке на самолет новых двигателей он мог бы даже выходить на гиперзвук.

"Насколько мне известно, всего было построено более 500 высотных перехватчиков МиГ-31. В строю в настоящее время находится порядка 100 машин. До того времени, пока МиГ-41 не начнет поступать в войска, прошедшие модернизацию высотные перехватчики будут оставаться в составе Воздушно-космических сил России", - сказал А.Тарнаев.

"В сентябре прошлого года во время рабочей поездки членов комитета Госдумы по обороне в Нижегородскую область и посещения завода "Сокол" мы имели возможность лично убедиться в том, что идёт масштабная модернизация МиГ-31. Завод успешно выполняет гособоронзаказ по модернизации МиГ-31. Очень приятно, что легендарный самолет вновь "встаёт на крыло", - сказал А.Тарнаев.

Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31 разработан ОКБ-155 (ныне Российской самолетостроительной корпорацией "МИГ") в 70-е годы. Первый полет самолет совершил в 1975 году и был принят на вооружение шесть лет спустя. Перехватчик стал первым советским самолетом четвертого поколения и первым в мире воздушным кораблем, оснащенным радаром с фазированной антенной решеткой. Он предназначен для длительного патрулирования и борьбы с высотными разведывательными самолетами, стратегическими бомбардировщиками и низколетящими целями  на малых и больших высотах в передней и задней полусферах в свободном пространстве и на фоне земли в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью при использовании противником средств активного и пассивного противодействия.

Серийно самолет производился на нижегородском авиазаводе "Сокол" Всего в период с 1976 по 1994 год было выпущено 533 самолета разных модификаций.

Ранее советник заместителя генерального директора РСК "МИГ" Ованес Микоян (сын авиаконструктора Артема Микояна) заявил журналистам, что истребитель-перехватчик МиГ-31 имеет высокий потенциал, он сможет успешно эксплуатироваться еще столетие.

"Это - мой любимый самолет. Еще хоть сто лет он может защищать наше небо, потому что это - уникальная машина, не имеющая прямых аналогов за рубежом. Он сделан из стали и титана, развивает скорость 3 тыс км в час. Четыре истребителя-перехватчика МиГ-31, действуя в едином информационном поле, могут перекрыть фронт в 900 км, отслеживая и уничтожая десятки чужих машин", - сказал О.Микоян.

Контракт на модернизацию до 2019 года порядка 60 самолетов МиГ-31 был заключен с Минобороны РФ в 2011 году.

Модернизированный истребитель МиГ-31БМ обладает современной системой управления, дальность обнаружения цели достигает 320 км, поражения - 280 км. Самолет способен одновременно поражать 6 и сопровождать до 10 воздушных целей. За счет бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения нового поколения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.

Возможности МиГ-31 никто не превзошел до сих пор. Созданный для перехвата крылатых ракет во всем диапазоне высот и скоростей, а также спутников на низких орбитах, он может в автоматическом режиме отслеживать до 24 целей, атакуя 8 из них. Четыре перехватчика контролируют воздушный фронт протяженностью 900 километров. Самолет способен наводить на цели другие истребители и получать целеуказания с самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50.


Специально для «РУССКОЙ СИЛЫ» подготовил Макс Елев
Tags: Россия, СССР, авиация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments